Охотничьи челны

 

Для охоты на закрытых водоемах (озерах, морских заливах) очень удобны охотничьи челны, называемые "утюгами". Это - плоскодонная с низкими бортами довольно большая лодка с закрытой в носовой и кормовой частях палубой.

Для более легкого скольжения носовая часть челна приподнята на 6-7 см, а кормовая на 5-6 см.

Первые такие челны появились у петербургских охотников, затем у вологодских, а позднее, по моему почину, в Архангельске и других местах.

Охотники - любители охоты на водоплавающую дичь во время весеннего и осеннего пролета уток в таких челнах иногда живут по нескольку суток, не вылезая на берег. У них с собой в челне есть все необходимое: ружье, патроны, чучела, подсадные утки, продукты, посуда, примус, теплая одежда и пр. А у ленинградских охотников я видел и набор 4-5 цветов водяных красок, с помощью которых, пристав к берегу или к льдине, выброшенной на берег, за десять минут охотник так раскрасит свой челн, что он совершенно сольется с окружающей обстановкой. На таком челне укрепляется скрадок, в которой охотник укрыт и от непогоды и от глаз дичи.

Для охоты на водоплавающую дичь с подъезда такой челн делается значительно уже и с очень низкими бортами. Будучи замаскирован тростником и осокой, спереди он похож на обычную плавающую по водоему кочку. Строится челн из сухих еловых досок. Средний размер такого челна на одного человека: длина 4-4,2 м, ширина-120-130 см.

Сперва сшивается днище. Чтобы в местах стыков досок не просачивалась вода, на каждый шов с верхней стороны накладывается реечка толщиной 1,5 см, шириной 4,5 см. Под рейки подкладывается просмоленная полоска из грубошерстного сукна. Рейки накрепко пришиваются гвоздями. Посредством дрели провертываются дырочки на расстоянии 15-16 см и в каждую из них загоняется гвоздь, на который с внутренней стороны (из челна) надевается оцинкованная шайбочка. Затем к шляпке гвоздя плотно прижимается тяжелый молоток, кусачками откусывается поверх шайбочки лишний конец гвоздя и легкими ударами другого молотка конец откусанного гвоздя расклепывается, накрепко сшивая ошву (днище челна с рейками).

К днищу шурупами или гвоздями через каждые 40-45 см пришиваются шпангоуты и два штевня: носовой - фортштевень и кормовой - ахтерштевень. Штевни и шпангоуты рекомендуется делать из сосны или из дуба. Затем днище кладется на ровное место, под носовую часть подкладывается планка толщиной 6-7 см, под кормовую часть толщиной 5-6 см, после чего середина днища посредством распорки, упертой в потолок или балку, прогибается до пола. Прогиб должен быть пологим и равномерным. Если это не достигается одним упором, можно установить два упора. Когда к днищу пришиты штевни и шпангоуты, приступают к обшивке бортов. Их можно делать внакладку, когда края верхнего пояса, чтобы плотнее лег, предварительно состругиваются на 1,5-2 см, делаются тоньше и накладываются на нижний. Можно борта обшить и в приплот, для чего каждый пояс (доски) отфуговывают и накладывают вплотную верхний на нижний. Когда борта забраны до самого верха, для опалубки кормовой и носовой частей челна на верхние концы шпангоутов пришиваются, будучи врезанными в замок, перекладины, под которые для большей прочности к шпангоутам пришивается узкая рейка - "рыбина". В среднюю открытую часть челна в "кокпит" поверх шпангоутов кладется легкая решетчатая слань.

Банка-скамейка делается достаточно широкой, съемной. Остается в бортах сделать гнезда для уключин, чтобы иметь возможность пользоваться распашными веслами.

В некоторых местах для охоты на водоплавающую дичь подобные челны делаются без опалубк типа астраханского "куласа".

Ботник

Ботники - это легкие долбленые, отлично скользящие по воде челны.

Долбленые из осины или тополя челны можно встретить на реках и озерах у охотников и рыбаков от берегов Прибалтики до притоков Амура.

В европейской части СССР лучшие долбленые челны по своему фасону и легкости на ходу можно встретить по левому притоку Волги - р. Керженцу. Здесь эти челны и называют ботинками.

Долбленый челн - чудесное судно для туриста, охотника и рыбака. Он очень легок, вместителен и отлично скользит по воде при гребле одним кормовым веслом.

На притоках Волги - реках Унже, Вятке и Ветлуге ботники отличаются от керженских: они пошире, тупоносее и тяжелее на ходу. В Новгородской области такие же долбленые челны называют "ботами".

Но самые искусные мастера долбленых челнов - это эвенки, живущие по Подкаменной Тунгуске - правому притоку Енисея (Красноярский край). Здесь долбленые челны, называемые "веткой", делаются также из осины. Ветки-очень длинные и узкие челны. Борта их очень тонки и, несмотря на это, они достаточно прочны и на ходу удивительно легки.

В бассейне р. Оби также много долбленых челнов, но здесь их уже называют "обласами". Они напоминают керженские ботники.

Искусство изготовления долбленых челнов очень интересно, но, к сожалению, мастеров ботников становится у нас все меньше и меньше.

Для ботника нужно выбрать в лесу достаточной толщины осину с чистым, без сучьев и гнили стволом. Осину, естественно, нужно рубить с разрешения лесника, оплатив в лесхозе ее стоимость. От осины отпиливается нужной длины тюлька, которая сразу же ошкуривается. Если к поделке ботника приступают не сразу, тюльку кладут под навес на подкладки.

Первый процесс - это отесывание тюльки топором для получения болванки - основы челна. Какую форму мастер придаст этой болванке, таким и будет в последующем ботник. Особенно важно придать хорошую форму носовой и кормовой частям. После отесывания топором болванку нужно начисто остругать рубанком. Делать ботник из свежей, еще сырой осины легче, чем из высохшей. Нужно знать, что из осины толщиной 35 см в оструганном виде получится Ботник шириной 70 см, а из осины толщиной 45 см - шириной в бортах до 85 см.

После того как болванке придана нужная форма, по прямым продольным линиям, начерченным на днище, отстоящим одна от другой на 12-15 см, на каждые 20-24 см коловоротом просверливаются в шахматном порядке отверстия диаметром 12-13 мм на глубину до 2 см. Такие отверстия нет необходимости сверлить ни в носовой, ни в кормовой частях. После этого из сухой березы остругиваются круглые палочки "шпонки" диаметром чуть полнее просверленных отверстий. Затем концы шпонок окунаются в смолу и плотно загоняются точно на такую глубину, какой толщины намечено сделать борта челна. Лишние оставшиеся снаружи концы шпонок срезаются заподлицо. Теперь, закрепив болванку между кольями верхней стороной кверху, можно приступить к выдалбливанию. Инструментом для этого служит специальное тесло , которое можно выковать у любого кузнеца. Тесло насаживается на прочную березовую рукоятку длиной 70-80 см.

Сперва выдалбливается древесина из носовой и кормовой частей болванки. Древесина выбирается до тех пор, пока не появятся концы осмоленных шпонок. Благодаря этому и достигается равномерность толщины бортов.

Естественно, во время долбления нужно быть очень осторожным, чтобы не пробить теслом днище будущего ботинка. Но самое сложное - это суметь с помощью тесла выбрать древесину через узкое отверстие в верхней средней части болванки. После того как болванка выдолблена, приступают к разводке бортов ботника. Нужно сказать, что чем больше вынута древесина (сделаны выемы на болванке в носу и в корме), тем, естественно, легче будут разводиться борта ботника.

Выдолбленную болванку кладут на козлы высотой 90-100 см и под ней разводят небольшой огонь. Нужно заранее заготовить из дугообразных сучьев так называемые "тагуны" на которых будут держаться борта челна, и распорочки - палочки разной длины, с помощью которых временно удерживаются разводимые борта челна. Для облегчения разводки нужна горячая вода, которую можно тут же согреть в казане или чугуне.

Над жаром костра, да еще смачиваемые веником, борта разводят до нужного положения и закрепляют на два-три тагуна. Нельзя допускать, чтобы днище челна над огнем вспыхивало, его все время нужно смачивать горячей водой.

Когда ботник разведен и поставлены тагуны, в носовой и кормовой частях просверливают, а чаще продалбливают отверстия, сквозь которые продевают концы лыка и натуго закручивают, чтобы связать борта.

Когда ботник просохнет, его нужно осмолить горячей смолой.

Подогнав ближе к корме, но недалеко от середины, удобную, низко сидящую скамеечку (банку) и изготовив широкое легкое осиновое или еловое весло, в ботнике можно трогаться в путь.