Обучение стрельбе на круглом стенде

 

(подготовка стрелка III разряда)

1. Теоретические занятия (6 занятий по 2 часа каждое, всего 12 часов)

Материальная часть оружия и боеприпасы (4 часа).

Основные конструкции современных дробовых охотничьих и спортивных ружей. Основные части ружья и их работа. Правила обращения с оружием. Уход за оружием и его сбережение. Нормы кучности, характер осыпи и резкость боя при охотничьей и спортивной стрельбе. Боеприпасы, используемые для охотничьей и спортивной стрельбы. Свойства боеприпасов, обращение с ними и хранение их. Снаряжение патронов и пристрелка ружья.

Сведения по теории стрельбы из дробового оружия (4 часа). Требования, предъявляемые к охотничьему и спортивному оружию. Вес, баланс, маневренность и прикладистость ружья.

Стойка (изготовка) и вскидка ружья. Управление ружьем (повороты корпуса и выброс ружья в стороны и вверх), прицеливание и спуск курка; понятие об упреждениях при стрельбе по летящим мишеням. Стрельба на круглом стенде. Одежда стрелка. Темп стрельбы. Порядок стрельбы командой на круглом стенде. Значение домашних занятий с ружьем (без выстрела) при отработке стойки, поворотов корпуса, вскидки и выброса ружья. Поддержание и улучшение физического состояния и развитие быстроты реакции путем регулярного проведения физической зарядки. Положительное влияние занятий другими видами спорта (волейбол, баскетбол, теннис и т. д.) на стрельбу.

Оборудование стендов. Разрядная классификация. Стрелково-стендовые соревнования и судейство (4 часа). Устройство и назначение круглого стенда. Размеры стенда. Размещение стрелковых мест. Оборудование стенда. Особенности стрельбы на круглом стенде. Устройство и назначение траншейного стенда. Простейший переносный стенд с тремя метательными машинками. Учебные стационарные стенды с тремя и шестью метательными машинками. Траншейный стенд с 15 машинками. Оборудование стендов. Метательные машинки. Управление выпуском мишеней. Мишень (тарелочка), ее размеры, вес, качество. Принятый стандарт установки метательных машинок по направлению и по углам бросания. Скорости полета мишеней. Виды стрельбы н а траншейном стенде.

Различия в характере стрельбы на круглом и траншейном стендах.

Подготовка стендов к стрельбе и соревнованиям. Виды стрелково-стендовых соревнований.

Правила судейства. Судейская коллегия, ее состав, права и обязанности судей.

Правила стрельбы и оценка результатов (командных и личных) по отдельным упражнениям и комплексу упражнений.

Оформление результатов соревнований. Утвержденные классификационные нормы.

2. Практические занятия (14 занятий, всего 30 часов)

Снаряжение патронов. Отработка изготовки, вскидки ружья и прицеливание (3 часа).

Отработка вскидки ружья и прицеливания в намеченную точку. Пристрелка ружей и стрельба по щитам (2 ч. 30 м.).

Пристрелка ружей производится несколькими, наиболее типичными для данного ружья патронами с дистанции 35 м по обычной пристрелочной мишени или по листу бумаги 1X1 м, в центре которого нарисовано черное яблоко диаметром 60 мм и начерчен круг диаметром 75 см.

Расход патронов: 10 на ружье.

Во время пристрелки руководитель следит за тем, чтобы обучаемый правильно изготавливался к стрельбе и производил выстрел. Кроме того, руководитель подмечает допущенные ошибки и указывает, как можно их избежать.

Стрельба по двум щитам. Руководитель указывает два щита, расположенных в 4—5 м один от другого. Обучаемый стреляет в каждый щит по одному разу с дистанции 12—20 м (без команды инструктора). Затем в порядке очереди каждый обучаемый стреляет с той же дистанции по указанному ему щиту (по команде руководителя). До команды руководителя стрелок изготавливается, держа ружье обеими руками на уровне нижней части груди, а затем говорит: «Готов». Руководитель подает команду «Огонь», после чего обучаемый вскидывает ружье и стреляет по указанному ему щиту. По одному щиту каждый обучаемый стреляет 4 раза. После каждого выстрела руководитель делает обучаемому замечания относительно изготовки, вскидки ружья, спуска курка, правильности движений при производстве выстрела, совмещения осыпи дроби на мишени и т. д.

Расход патронов: 6 патронов на каждого стрелка.

Стрельба по паре щитов двумя патронами. Отработка поворотов корпуса в стороны, сгибания и разгибания корпуса в пояснице с одновременной вскидкой ружья (2 ч. 30 м.).

Для проведения занятий надо иметь минимум три щита, расположенных на расстоянии 4—5 м один от другого. Размер мишеней и дистанция стрельбы те же. Руководитель, вызвав обучающегося, указывает ему место, с которого он должен стрелять, и подает команду изготовиться. По получении от стрелка ответа «Готов» он называет номера пары щитов, по которым нужно стрелять. Далее, в порядке очереди, каждый обучаемый повторяет упражнение еще три раза. С каждым разом руководитель заставляет обучаемого постепенно ускорять темп стрельбы и при осмотре мишеней объясняет причины ошибок стреляющего.

Расход патронов: 8 патронов на каждого стрелка.

Руководитель показывает приемы поворотов корпуса в стороны, сгибание и разгибание корпуса в пояснице с одновременной вскидкой ружья, затем это выполняется обучающимися вначале медленно, а затем быстрее. Затем руководитель, отобрав несколько обучаемых, приказывает им изготовиться к стрельбе и подает команду о направлении поворота корпуса и выброса ружья. Во время занятий вся группа должна получить практику в отработке разворота корпуса в различных направлениях.

Отработка поворота корпуса в стороны с одновременной вскидкой ружья, направлением в указанную точку и спуском курка. Вскидка ружья с учетом упреждения (2 часа). Целью занятия является, помимо дальнейшей отработки техники поворота корпуса и вскидки, направление ружья в указанную точку. Руководитель указывает обучаемым различные точки на местности, а затем, вызвав одного из них, подает команду изготовиться.

Получив ответ «Готов», руководитель указывает, в какую точку надо направить ружье. Обучаемый поворачивает корпус, вскидывает ружье в плечо и, прицелившись в указанную точку, спускает курок ружья (в патронник вложены стреляные гильзы).

Отработав со всей группой вскидку ружья и направление его в определенную точку, руководитель переходит к отработке выброса ружья с учетом нужного упреждения. При этом считают, что каждая намеченная точка имеет определенное направление полета. Обучаемые должны при выбросе ружья учитывать направление и величину упреждения, направлять ружье в точку с учетом упреждения и, не останавливая движения ружья, спускать курок.

Желательно, чтобы в конце занятия обучаемые тренировались в выбросе ружья по летящим мишеням.

Обучаемые, не занятые работой, должны наблюдать за летящими мишенями и изучать особенности смещения их, что разовьет у них умение быстро определять величину и направление упреждения.

Отработка изготовки, поворота корпуса и вскидки ружья при стрельбе по угонным мишеням и стрельба по угонным мишеням (2 часа). Занятия начинаются со стрельбы с 7-го стрелкового места, так как стрелять по угонной мишени легче всего с этого места. Затем производится стрельба с 6-го, 1-го и 2-го стрелковых мест.

Вначале (на 7-м стрелковом месте) руководитель показывает особенности в изготовке и положении ружья до вскидки, движения корпуса и ружья при вскидке и поводке, указывает величину нужного упреждения, а затем вся группа переходит к стрельбе, причем каждый обучаемый стреляет по четырем мишеням. Руководитель, стоя позади стрелка, внимательно следит за тем, чтобы движения его были правильными. Заметив ошибку, допущенную стрелком, он указывает, как ее исправить. Закончив занятия на 7-м стрелковом месте, группа переходит на 6-е, затем на 1-е и наконец на 2-е стрелковые места и с каждого места стреляет по четырем мишеням.

Расход патронов: 16 на каждого стрелка.

Отработка изготовки, поворота корпуса и выброса ружья при стрельбе по встречным мишеням и стрельба по встречным мишеням (2 часа). Занятия начинают со стрельбы с 1-го стрелкового места, а затем переходят на 2-е, 7-е и 6-е стрелковые места. Руководитель указывает особенности изготовки и дает понятие о величине упреждений при стрельбе по встречным мишеням. С каждого стрелкового места обучаемый стреляет по четырем мишеням.

Расход патронов: 16 на каждого стрелка.

Отработка изготовки, поворота корпуса и выброса ружья при стрельбе по боковым мишеням и стрельба по ним (2 часа). Занятия начинают с отработки приемов стрельбы по мишеням, летящим влево с вышки Б. Вначале стрельбу ведут с 5-го стрелкового места, а затем переходят на 4-е и 3-е стрелковые места. После этого отрабатывают приемы стрельбы по мишеням, летящим вправо с вышки А, ведя стрельбу с 3-го, 4-го и 5-го стрелковых мест. Порядок проведения занятий тот же, что и ранее.

Расход патронов: 24 патрона на каждого стрелка.

Отработка изготовки, поворота корпуса и выброса ружья при стрельбе по встречным мишеням с 8-го стрелкового места и стрельба по встречным мишеням (2 часа). Стрельба по встречным мишеням с 8-го стрелкового места является наиболее трудной. Для поражения мишени с этого места требуется высокая техника вскидки ружья и умение производить выстрел в течение 0,2—0,3 сек. Поэтому обучаемым еще заранее должны отрабатываться приемы стрельбы по встречным мишеням.

Каждый обучаемый стреляет по 5 мишеням, выпущенным с вышки А, и по 5 мишеням, выпущенным с вышки Б.

Расход патронов: 10 патронов на каждого стрелка.

Стрельба по серии одиночных мишеней со всех стрелко вых мест (2 часа). Цель занятия — проверить и закрепить навыки в стрельбе по мишеням, имеющим различное направление полета. Стрельбу начинают с 1-го стрелкового места, переходят на 2-е, 3-е стрелковые места и т. д. до 8-го. Если руководитель видит, что обучаемый делает ошибку при стрельбе по той или иной мишени, он объясняет ему причину ошибки, после чего обучаемый еще несколько раз стреляет по той же мишени.

Каждый обучаемый на данном занятии должен стрелять не менее чем по 16 мишеням. Стрельба производится с каждого стрелкового места: сперва по мишени, выпущенной с вышки А, затем по мишени, выпущенной с вышки Б.

Расход патронов: 25 на каждого стрелка.

Отработка изготовки, поворота корпуса и выброса ружья при стрельбе по парным мишеням и стрельба по парным мишеням (2 часа). Руководитель объясняет обучаемым, что при стрельбе по парным мишеням первой должна быть поражена угонная мишень, а затем встречная. Стрельба в обратном порядке разрешается только в том случае, когда стреляющий предупреждает об этом заранее. Стрельбу по парным мишеням начинают с 7-го стрелкового места, а затем переходят на 6-е, 1-е и 2-е стрелковые места. Чтобы научиться переносить ружье с мишени на мишень и укладываться в положенное время, необходимо дать обучаемому возможность потренироваться без выстрела. С каждого стрелкового места обучаемый стреляет по трем парам мишеней.

Расход патронов: 24 на каждого стрелка.

Стрельба по мишеням, поражение которых трудно дается обучаемым (2 часа). На этом занятии руководитель должен отработать с каждым из обучаемых стрельбу по тем мишеням, поражать которые ему было наиболее трудно.

Расход патронов: 15 на каждого стрелка.

Стрельба по серии в 25 мишеней (2 часа). Стрельба по серии мишеней проводится в установленном порядке: сначала стреляют по 16 одиночным мишеням со всех стрелковых мест, а затем по четырем парам мишеней с 1, 2, 6-го и 7-го стрелковых мест. Лучше всего пропускать по одному человеку, внимательно следя за его работой. В конце занятий обучаемым можно дать возможность тренироваться в стрельбе по тем мишеням, которые они не могли поражать.

Расход патронов: 30 на каждого стрелка.

Сдача норм на стрелка III разряда (2 часа). Чтобы стать стрелком III разряда, стреляющий должен поражать не менее 15 мишеней из 25 возможных.

Расход патронов: 25 на каждого стрелка.

Вторичная сдача норм (2 часа). Второй раз стреляют те обучаемые, которые не сдали нормы в первый раз.

Расход патронов: 25 на каждого стрелка.

На этом заканчивается начальное обучение стрельбе на круглом стенде. В заключение необходимо сказать, что все практические занятия должны быть построены так, чтобы все обучаемые возможно большее время участвовали в тренировочной работе. Если считать работой только стрельбу, то она отнимает немного времени, а остальное время обучаемый будет предоставлен самому себе. Поэтому к работе на стенде, помимо стрельбы, относится отработка изготовки, поворотов корпуса, вскидки ружья, изучение траектории летящих мишеней и т. д. Этим можно с успехом заниматься тогда, когда обучающийся не занят стрельбой.

Средний расход патронов на одного обучающегося с учетом сдачи разрядной нормы составляет 234 патрона. Кроме того, для занятий необходимо примерно такое же количество мишеней.

Учитывая необходимость дополнительной доработки отдельных приемов стрельбы с отстающими, нужно иметь небольшой резерв патронов и мишеней. С учетом резерва необходимо будет иметь на одного обучаемого 330 патронов и 300 мишеней и, кроме того, 30 патронов на стрельбу по неправильно выпущенным мишеням, на осечки и т. п.

Для проведения практических занятий по снаряжению патронов отведено 2—2,5 часа. В дальнейшем снаряжение патронов может производиться каждым обучаемым самостоятельно или организованно под наблюдением руководителя группы. Правда, это потребует добавочного времени, но организованное снаряжение патронов полезнее для обучающихся потому, что каждый из них, готовя патроны к следующей стрельбе, может выяснить любой вопрос, возникающий в процессе работы.