Охота охотник оружие охотничье оружие охотничьи собаки трофеи добыча патроны порох ружье


Охота охотник оружие охотничье оружие охотничьи собаки трофеи добыча патроны порох ружье

Библиотека

 

Составитель Виктор (vicsin)

Часть IV. Езда на собаках.

От составителя.

Этот вид передвижения по снегу никогда не забывался, но был применяем только у жителей Крайнего Севера. Посудите сами – кто, где, может позволить себе содержать дюжину здоровенных ездовых собак???. Да и корма на них не напасёшься! Но времена меняются. Спортивные гонки на собачьих упряжках получают всё большее распространение и пользуются большой популярностью. У многих из нас появились дачные участки или дома в сельской глубинке. Нас (охотников) этот вид передвижения тоже не должен оставить без внимания. К сожалению, специальной литературы, освещающей изготовление нартового снаряжения, воспитанию собак, технике управления нартами давно не встречалось. Попробуем, хоть капельку, исправить это положение дел.. (В.С.)

Э. ШЕРЕШЕВСКИЙ

 

Ездовые собаки являются основным местным транспортом на всем арктическом побережье от Белого до Берингова моря и на полярных островах. Значение собачьего транспорта в хозяйстве полярной зоны огромно. Возможность передвижения по необозримым снежным и ледовым пространствам решает успех деятельности, человека в Арктике.

Неприхотливость, выносливость, способность питаться мясом и рыбой (т. е. местными кормами), приспособленность к суровым климатическим условиям, относительно высокая грузоподъемность и большая скорость - все это делает собачий транспорт незаменимым. Применение домашних оленей ограничено районами распространения специфического зимнего корма - ягеля, который отсутствует на ряде полярных островов и в полосе побережья; передвижение на оленях по льду крайне затруднено. Применение конского транспорта возможно лишь на территории поселков; глубокий снег, вязкий грунт и потребность в большом количестве кормов не позволяют использовать лошадь в тундре на сколько-нибудь значительном расстоянии. Механизированный транспорт не только не заменяет собачьих упряжек, но вызывает еще большую потребность в них (в связи с увеличением перевозок грузов).

Вся местная глубинная связь и перевозки зимою совершаются на собаках. Значение упряжек для исследовательской работы в Арктике общеизвестно.

Велика роль собачьего транспорта также в пушном и зверобойном промыслах. Объезд пастей на песца и успешное ведение промысла в основном зависит, как уже указывалось, от собачьего транспорта. Охота на белого медведя эффективна только при наличии хорошей упряжки. Поездки по льду для добычи морского зверя у кромки припая, вывозка и т. п. могут быть успешны лишь при наличии хороших ездовых собак, правильном их содержании и умелом управлении. Каждый полярник, тем более охотник, должен знать основы ездового собаководства.

В суровом арктическом климате, при тяжелых условиях снежного покрова, от собачьей упряжки требуется высокая продуктивность. При скорости 6-7 км в час и общем дневном переходе до 70-80 км упряжка из десяти хороших собак поднимает нарты с грузом 400-500 кг и двигается с этой нагрузкой много дней подряд. При легкой скоростной езде собаки проходят за сутки 150 и даже до 200 км. Таковы нормы их работы при благоприятной поверхности снега или льда. При этом упряжка двигается без дороги - в любом направлении.

ТИПИЧНЫЕ ПРИЗНАКИ ЕЗДОВЫХ СОБАК

Лучшая в мире порода ездовых собак выведена в течение ряда столетий в восточных тундрах полярной зоны СССР. Порода эта известна под названием «северо-восточная ездовая собака СССР»; она распространена вдоль арктического побережья к востоку от Енисея, в Якутии, на Чукотском полуострове, в районе Анадыря, на Камчатке и Сахалине. В отдельных районах собаки этой породы несколько отличаются по мелким, не существенным признакам, но по основным они однообразны. Далеко не все они чистопородны, а потому уменье выбрать хорошими (породистых) ездовых собак - залог успешной работы упряжки.

Породистая северо-восточная ездовая собака СССР отличается следующими основными типичными признаками. Это крупное, волкообразное животное крепкого и сухого телосложения, с мощным костяком и хорошо развитой мускулатурой. Высота в холке 55-65 см, вес (в рабочих кондициях) 30-45 кг Кобели более массивны, выше, с хорошо развитым загривком; суки несколько мельче, с более тонким костяком. Общий формат взрослой собаки растянутый. Косая длина туловища (по прямой от переднего выступа плечевой кости до седалищных бугров) на 8-10% больше, чем высота в холке (по отвесной прямой от высшей точки холки до земли). Это формат рысака, приспособленного к относительно быстрому и длительному бегу; основной аллюр ездовой собаки в упряжке - рысь.

У ездовой собаки мощное развитие скелета и мускулатуры передней части тела (холки, груди, передних ног), несущей наибольшую нагрузку при работе в упряжке. Голова массивная, волчьего типа. Череп несколько вытянут. Переход от лба к морде выражен довольно резко. Уши стоячие, небольшие и не высоко посаженные; вершина уха - тупым углом. Глаза небольшие, миндалевидные, косо поставленные, темно-коричневого цвета (не на выкате и не запавшие). Зубы мощные, хорошо развитые, плотно прилегают один к другому, интенсивно покрыты белой эмалью; прикус ножницеобразный. Губы мускулисты и не тонки, плотно прилегают к челюстям и не отвислы. Шея равна длине головы или несколько короче, сухая, с хорошо развитой мускулатурой. Холка массивная, хорошо выступает над линией спины. Спина крепкая, широкая, несколько снижающаяся к заду (высота в холке на 1-2 см больше высоты в крестце).

Хорошо развитая, глубокая грудь спускается до локотков и даже на 1-2 см ниже. Живот подтянут слабо, но не отвислый. Передние ноги длинные, с мощным костяком, сухой крепкой мускулатурой, удлиненной лопаткой, несколько укороченными плечом и предплечьем. Обхват пястья, характеризующий мощность костяка, до 12-13 см и не менее 10 см.

Пястье крепкое, умеренной длины, поставлено наклонно. Задние конечности менее мощны, чем передние, с длинным бедром, короткой голенью и длинной плюсной. Углы (в коленном и скакательном суставах) выражены хорошо. Длинная и мощная плюсна поставлена почти отвесно и отставлена назад. Ширина постава задних конечностей несколько больше, чем передних (это не заметно «на глаз» благодаря более мощному развитию мускулатуры. переднего плечевого пояса). Постав задних и передних конечностей должен быть строго параллельным оси туловища, что очень важно для свободного, правильного движения собаки. Лапы мускулистые, большие и широкие, пальцы собранные; средние пальцы удлиненные; при наличии на задних ногах пятого («прибылого») пальца его удаляют, чтобы он не мешал движению по снегу. Хвост достигает скакательного сустава, но бывает и несколько короче; типичная манера держать его -«поленом», по-волчьи. В возбужденном состоянии и на ходу у собаки хвост несколько приподнят, но не выше линии спины; если он закинут на спину серпом или кольцом, это доказывает наличие крови охотничье — промысловых лаек. Обрубленные хвосты нежелательны, так как хорошо опушенным хвостом собака прикрывает голову, когда ложится и свертывается клубком.

Характер шерстного покрова очень типичен и является важным признаком породной ездовой собаки. Он резко разделяется на хорошо развитый, густой и сравнительно длинный подшерсток и грубый, жесткий и прямой остевой волос, направленный несколько назад и плотно прикрывающий все тело. Наибольшей длины (8-10 см) остевой волос достигает на загривке, спине и хвосте; на шее часто образуется так называемый воротник. Основание ушей и сами уши снаружи покрыты густой шерстью. Хвост опушен хорошо и равномерно. Конечности покрыты короткой, густой и жесткой шерстью. Подвесы на хвосте и очесы на конечностях не типичны. Лапы опушены короткой жесткой шерстью, образующей своего рода щетку; это расширяет рабочую поверхность лапы и придает собаке устойчивость на льду. Если на лапах мягкая длинная шерсть, в нее набивается снег, мешавший движению; такую шерсть нужно подстригать. Окрас значения не имеет; наиболее часто встречаются черный, бурый и серый разных оттенков (с подпалами и без них), пегий и белый. При темных окрасах с подпалом типичны светлые симметричные пятна над глазами - «двоеглазие», придающее голове своеобразное выражение.

Успех обучения и эффективное использование ездовой собаки зависят от ее тягловой силы, выносливости, скорости, а также особенностей поведения, типа ее высшей нервной деятельности. Для породистой северо-восточной ездовой собаки СССР характерно спокойное, уравновешенное поведение (тип сангвиника); она вынослива, работоспособна и хорошо поддается дрессировке.

Встречающиеся в литературе указания, что ездовая собака не лает, а только воет, неверны; она лает, как и домашние собаки, но воет чаще и больше иных, что объясняется условиями ее содержания.

ОСНОВНЫЕ ПОРОКИ И ДЕФЕКТЫ ЕЗДОВОЙ СОБАКИ

На рабочие качества ездовой собаки непосредственно влияют следующие основные пороки и дефекты.

1. «Сырое» телосложение, признаками которого являются рыхлая мускулатура, складки на шее (подвес, подгрудок), отвислые губы (брыли), отвислые веки, запавшие глаза; очень толстые, мягкие, развешанные уши; очень грубая тяжелая голова; приземистость.

2. Легкое, переразвитое телосложение, - борзоватый внешний вид, облегченный и истонченный костяк, тонкая нежная кожа, большие и очень тонкие уши, вздернутость на ногах, сильно подтянутый живот, легкая голова с облегченной заостренной мордой.

3. Неправильный постав конечностей - вывернутые наружу или внутрь ноги, косолапость, коровий постав задних конечностей, прямые, или саблистые задние ноги; прямые пястья, подлыжеватая (наклонная) плюсна; мягкие распущенные лапы.

4. Провисшая или горбатая спина; распахнутая, узкая, недоразвитая грудь; квадратный формат; все признаки рахита и недоразвитости; неправильный прикус, мелкие, редкие, кариозные зубы.

5. Длинная, волнистая, лохматая или курчавая и мягкая шерсть; отсутствие подшерстка.

6. Излишняя возбудимость, повышенная нервность, флегматичность, вялость, трусость; чрезмерная злобность по отношению к человеку.

Помимо этого, имеется основные признаки нечистопородности ездовой собаки, которые, однако, не мешают ее продуктивной работе: вздернутая морда, округлый череп, висячие или полувисячие уши; округлые, на выкате, прямо поставленные светлые глаза; хвост крючком, прутом или баранкой.

Ввиду большой потребности быстро растущего арктического хозяйства в собачьем транспорте и невозможности обеспечить его одними чистопородными собаками, широко используются метисы ездовых собак с охотничье — промысловыми лайками (отчасти оленегонными). При подборе таких собак для работы в Арктике необходимо обращать внимание на следующие основные признаки.

1. Общая величина; рост не ниже 55 см в холке, вес не менее 25 кг.

2. Правильность телосложения и отсутствие основных пороков экстерьера (беднокостность, неправильное строение конечностей, провислая спина, недоразвитая грудь и т. п. ),

3. Длина конечностей (приземистые, коротконогие собаки непригодны).

4. Качество шерстного покрова (непригодны гладкошерстные; со слабым развитием или отсутствием подшерстка; с мягкой, длинной, лохматой шерстью).

5. Наличие и качество зубов, правильность зубной системы.

6. Телосложение (непригодны грубые, тяжелые, «сырые», а также и легкие, изящные, борзоватые собаки).

7. Возраст*; для работы наиболее пригодны собаки от двух до шести лет.

8. Пол; предпочтение отдают кобелям, так как они сильнее и нет необходимости прекращать их использование, как это имеет место в период течки у сук.

Всех нечистопородных кобелей следует кастрировать. Это значительно улучшает их рабочие качества в упряжке, а кроме того сокращает разведение нечистопородных собак.

Привозить в Арктику легавых, борзых, терьеров разных пород, гончих, кавказских овчарок и иных собак для работы в упряжках не только совершенно бесполезно, но и вредно, так как в результате метизации портится ценнейшая порода полярных ездовых собак.

Применяются два основных способа запряжки ездовых собак в нарту: цугом и веером.

ЦУГОВАЯ УПРЯЖКА

Формы цуговой упряжки: А - парами, Б - елочкой, В - гусем.

При цуговой упряжке собак располагают парами, одну за другой, по бокам потяга - веревки (ремня из кожи лахтака или моржа); потяг прикреплен к горизонтальной дуге, привязанной к головкам полозьев нарты. На каждую собаку одевают через голову мягкую шлейку - алык, пошитый из выделанной нерпичьей кожи, сыромяти, юфти или нитяной фитильной ленты шириною 4-4, 5 см. Алык состоит из бокового ремня, ложащегося собаке на грудь и идущего вдоль тела с обеих сторон; в области поясницы оба конца ремня сшивают (или скрепляют металлическим кольцом) и в этом месте к боковому ремню прикрепляют вращающийся на своей оси карабин - вертлюг. К другому концу вертлюга на тонком, но прочном ремешке прикрепляют деревянную палочку - застежку. Боковой ремень поддерживается на груди собаки наглухо пришитым шейным ремнем. В конце груди к боковому ремню наглухо проживают спинной, а также подбрюшный ремень, один конец которого закреплен наглухо; на другом, свободном, имеется небольшая палочка-застежка, которую вставляют в ременную петлю, пришитую к боковому ремню, проходящему с другой стороны собаки. Чтобы алык нигде не натирал кожу, все швы в узлы его делают сверху. В потяг через каждые 120-150 см вплетают (или вшивают) две ременные петли, к которым посредством палочки-застежки прикрепляют алык, одетый на собаку. В цуговую упряжку обычно запрягают 8-12 собак (4-6 пар), но можно ограничиться и четырьмя; в большие грузовые карты иногда запрягают до восемнадцати собак. Цуговой упряжкой управляют голосом. (Для дальних, многодневных поездок более 6 собак не запрягают. Иначе придётся везти только корм – на груз места не останется – В.С.)

Нарты для такой упряжки делают относительно узкими и длинными - трехкопыльными (поменьше) или четырехкопыльными (побольше). Важнейшая особенность нарт для цуговой упряжки - отсутствие твердых, мертвых креплений; все они делаются из ремней, благодаря чему нарта приобретает гибкость, упругость и прочность, легко выдерживает удары о торосы, заструги и т. п.; ременные крепления действуют, как амортизаторы. Нарта на подвижных ременных креплениях имеет огромные практические преимущества.

Трехкопыльная нарта для цуговой упряжки

Особое внимание следует обратить также на полозья - от них зависит легкость хода; лучшие полозья - из комлевой части сухой прямослойной березы. Длина их для трехкопыльной нарты - 260-300 см, для четырехкопыльной - 350-400 см; ширина - соответственно - от 10 до 12-14 см (нарты с более узкими полозьями режут снег и вязнут).

Нижняя скользящая поверхность полозьев - гладкая, без желобка; передняя головная часть более толста. Вершина полозьев загнута вверх и имеет грушевидное утолщение; их загибают в распаренном состоянии с таким расчетом, чтобы головки полозьев поднимались вверх плавно, и вершины головок приходились на 3-4 см выше грузовой площадки нарты. В 50 см одно от другого на полозьях расположены конусные возвышения (во всю ширину полоза); длина их у основания 18-20 см, вверху 12-14 см. В этих возвышениях делают цилиндрические гнезда, глубиной 5-6 см, куда вставляют копылья. Кроме того, в этих возвышениях просверливают два сквозных отверстия диаметром около 1, 5 см (одно впереди, другое сзади гнезда), чтобы пропустить ремень, скрепляющий копылок с полозом. Лучший материал для изготовления копыльев - береза. Длина копыла 60-70 см. Верхнюю часть, длиною 40-46 см, вытачивают в вида цилиндра (диаметром около 10 см), имеющего плоское кругообразное утолщение (диаметром 15 см); в центре этого утолщения делают отверстие (диаметром 3 см) для ремней, прикрепляющих копыл к полозу. Нижнюю часть копыла, длиной около 10 см, вытачивают также в виде цилиндра с небольшим конусом на конце, диаметр нижней части копыла 4-5 см. Копылья для четырехкопыльной нарты - несколько большего размера.

Схема мягкого крепления ремнями копылка в северо-восточной нарте

Сборку или, как говорят, вязку нарты ведут так. В цилиндрические гнезда возвышений на полозьях вставляют нижним концом копылья. Каждый копыл привязывают к полозу ремнем из сыромяти или нерпичьей кожи (либо кожи лахтака); для этого ремень пропускают через одно из отверстий, высверленных в утолщении полоза, затем поднимают вверх, пропускают через отверстие в утолщении копылка, а с другой стороны полоза вновь пропускают - уже через второе отверстие в полозе; потом опять пропускают вверху через отверстие в копылке и т. д. Продев таким образом ремень два-три раза, закрепляют его на основании копылка.

Когда все копылки укреплены, нарту начинают связывать. В верхней части копылка делают лункообразную зарубку, куда вкладывают поперечный круглый брусок. Место стыка несколько раз крест-накрест связывают ремнем, который затем обматывают вокруг поперечного бруска, а другим концом прикрепляют таким же образом противоположный копыл. При вязке копыльев поперечинами необходимо тщательно следить, чтобы полозья не перекосило; они должны быть строго параллельны, а их скользящая поверхность горизонтальна и лежать в одной плоскости, т. е. плотно прилегать к полу по всей длине и ширине полоза. Рабочая высота нарты, т. е. уровень, на котором привязывают поперечные бруски, не должна быть менее 45-50 см, чтобы обеспечить хорошую проходимость по неровной снежной поверхности и мелким торосам. Длина брусков (расстояние между полозьями) в трехкопыльной нарте 55-65 см, в четырехкопыль-ной 70-75 см. На поперечные бруски настилают тонкие доски с двумя — тремя просветами в 4-5 см (для облегчения). Спереди и сзади их скрепляют поперечными планками и привязывают ремешками к брускам. Настил должен выступать на 30-40 см за передние копылки и на 20-25 см не достигать конца полозьев. Затем головки полозьев скрепляют поперечным бруском, вставленным в гнезда, высверленные во внутренних пазах вершин головок, или крепят ременными вязками, идущими от вершин головок к основанию первых копылков. Вершины копыльев связывают двумя тонкими жердями - вардинами (по одной с каждой стороны нарты), прикрепляемыми к копылкам тонкими ремнями; просвет между вардинами и настилом, а также зад оплетают веревкой, как сеткой, образуя бортики, которые увеличивают объем грузовой площадки нарты.

К головкам полозьев привязывают «баран» - горизонтальную дугу из березовой жерди диаметром 5-8 см, к которой прикрепляют потяг; баран предохраняет головки от ударов о заструги, камни и торосы. Чтобы закрепить его, на внешней стороне вершин головок делают зарубку, помешают туда концы барана и привязывают ремнем. Концы барана несколько выдаются назад; ремнем или веревкой их соединяют с концами вардин - головки полозьев приподнимаются и образуется амортизатор. Соединение барана и головок полозьев с нартой дает прочную и гибкую конструкцию.

Для облегчения хода нарты и сохранения полоза применяют металлические подрезы и ледовые подполозки. Стальные подрезы делают во всю ширину полозьев и прикрепляют винтами в местах, где полоз имеет утолщение, причем шляпка винта должна уходить в отверстие подреза; выступающие наружу шляпки тормозят движение. Особую легкость хода приобретает нарта с ледовыми подполозками. Поверхность полозьев смазывают тонким слоем полужидкого раствора глинистой земли или торфа. Когда этот слой замерзает, его на морозе равномерно смазывают (лучше всего с помощью кисточки из хвоста северного оленя) пресной водой, и образуется ледяной слой толщиной 1-2 см. Для большего сцепления с полозом первый слой можно покрыть еще мучным клейстером. Во время езды ледяное покрытие, конечно, стирается, а иногда и обламывается; поэтому перед выездом его обязательно подновляют. Отправляясь в дальнюю дорогу, берут с собой воду в жестяной банке (с крышкой), сохраняемой в мешочке из оленьего или собачьего меха. Весной, когда снег начинает таять и появляется вода, ледовые подполозки заменяют подрезами; однако на них нарта идет уже не так легко.

Чтобы управлять движением карты, протягивают веревку к барану (там, где крепят потяг), либо привязывают баран в вертикальном положении к нарте у первых копылков. Спрыгнув на ходу, с помощью этой веревки (или держась за баран) отводят нарту в сторону, чтобы объехать камни, заструги, небольшие торосы и т. п., не меняя скорости; это не затруднительно при движении даже тяжело нагруженной нарты. Грузоподъемность, легкость хода и удобство управления нартой зависят от правильной укладки груза. Он должен быть равномерно распределен на правой и левой половине. Тяжелый, но малообъемный груз укладывают в передней части, более объемистый - в задней. Спереди, груз укладывают не выше 60 см от настила, чтобы можно было видеть упряжку и дорогу. Ближе к середине кладут вровень с вардинами мягкий груз; это - место ездока. Далее груз укладывают до высоты 1-1, 5 м, образуя как бы спинку, на которую опирается ездок. Перед укладкой груза на нарту настилают полотнище из тонкого брезентина, мешковины или выделанных оленьих шкур - ровдуги. Когда груз уложен, его плотно обертывают этим полотнищем и прочно связывают веревкой, либо ремнем из кожи моржа (или лахтака). Груз надо упаковать и связать так, чтобы он составлял одно целое с нартой и не рассыпался при ее опрокидывании, толчках и на раскатах. Все, что требуется в дороге для охоты, работы и кратковременного отдыха, надежно привязывают поверх груза или убирают под веревки, чтобы всегда иметь под рукой. Ружья и винтовки в чехлах рекомендуется привязывать вдоль нарты к вардинам прикладом вперед.

Правильная укладка груза на нарту цуговой упряжки

Для торможения нарты употребляют так называемый остол. Берется прочный деревянный кол, длиною около метра, с утолщением на конце. На это утолщение надевают стальной или железный наконечник. Делают удобную рукоятку, к которой привязывают ременную петлю. Остол вставляют сбоку нарты, перед вторым копылком, или вертикально втыкают впереди нарты.

Поворачивая налево, остолом тормозят с левой стороны (и наоборот). Для устойчивости и большей силы торможения у вторых копылков привязывают широкие ременные петли, куда и вставляют остол. Чтобы затормозить нарту, иногда еще подкладывают веревки под полоз. Можно также тормозить на ходу, давая нарте небольшой крен в одну сторону, меняя положение своего тела или становясь на один из полозьев Когда требуется быстро остановить упряжку (это часто бывает при охоте на белого медведя), пользуются следующим способом: нарту накреняют на бок, соскакивают и заваливают ее; упряжка сразу останачливается, так как сдвинуть опрокинутую нарту невозможно. Мягкие подвижные крепления и хорошо упакованный груз позволяют применять этот прием без всякого риска.

Собак запрягают в уже груженую и подготовленную к выезду нарту. Натягивают потяг и закрепляют остол. На собак одевают алыки и соединяют их с потягом. Затем вынимают остол, подают команду к движению и одновременно сталкивают с места нарту (тянут баран в сторону). Отъехав немного, нарту останавливают, поправляют запутавшуюся упряжь и двигаются далее. Обычно первое время собаки сильно горячатся. Часто они присаживаются опорожнить кишечник; если это бывает на ходу, задние собачки несколько расходятся в стороны, движение замедляется, и, чтобы нарта не наехала на животных, ее нужно слегка притормозить. Однако скоро собаки втягиваются и переходят на ровную, спокойную рысь. При учащенном дыхании они высовывают язык, и это не следует считать признаком их усталости.

В пути, примерно через каждый час, необходима 5-10-минутная остановка, во время которой проверяют и приводят в порядок упряжь, осматривают лапы собак и т. д. (на остановках они сами очищают лапы от набившегося снега). Если собака при движении перескочила на другую сторону потяга (что сбивает прямолинейность хода и мешает ее партнеру) следует, не останавливая нарты, подбежать к собаке, поднять рукой потяг и перебросить через нее; иногда поднимают собаку за кожу на спине и перебрасывают через потяг на свое место.

Как уже указывалось, обычная упряжка состоит из 8-12 собак, но для поездок охотника на небольшое расстояние (охота за нерпой у кромки припая, осмотр капканов, привад на медведя и т. д ) вполне достаточно четырех — пяти; если же собаки очень хороши, хватит даже трех, но нужна маленькая и легкая нарта. Так можно свободно выезжать за 10-20 км, захватив с собой на нарту и легкую (стрельную) лодочку, если охотник направляется к кромке припая. Такую же упряжку употребляют и в большой поездке для сопровождения тяжело нагруженных нарт, на которых за зверем не погонишься и в сторону для осмотра местности не поедешь; легкую нарту пускают первой -по ее следу лучше бегут остальные.

Двигаясь с упряжкой, выбирают лучшую «дорогу», избегая каменистых мест, а на льду - торосов и так называемого солончака или рассола (смеси выкристаллизованной соли, снега и воды на поверхности льда). Двигаясь по насту, подтаявшему морскому льду и зернистому снегу, собаки часто обрезают мякиши пальцев. Чтобы предохранить их, весной собакам надевают чулки из выделанной оленьей или нерпичьей кожи, с отдельно вшитой подошвой; их завязывают тесемкой или резинкой у запястья на передних ногах и ниже скакательного сустава на задних.

При движении нагруженной нарты и быстрой езде делают плавные повороты. Спускаясь с горы, нарту направляют косо по склону и сильно тормозят, а подъемы берут с хода. Для остановки груженой нарты выбирают ровное место.

Цуговой упряжкой управляют голосом, применяя в основном команды: «вперед», «направо», «налево, «стой», «лежать», «стоять», а также возбуждающие собак покрикивания - «погонные слова».

Каждая собака должна знать свою кличку, команду «ко мне» и «нельзя». Все эти требования, в частности команды «направо» и «налево», относятся преимущественно к собакам, идущим в голове упряжки, - к вожакам; остальные же, двигающиеся за ними, особой дрессировки не требуют и быстро обучаются работе в упряжке. Вожаки воспринимают команду и поворачивают в нужном направлении, задают темп движения, останавливают упряжку.

Имея хотя бы средних качеств вожака, весьма несложно обучить других собак, по одиночке припрягая их. Запрягая в пару с вожаком наиболее подходящую собаку, можно быстро, без специального обучения, подготовить второго вожака. Езда на собаках без вожаков, знающих команду, когда человеку приходится идти впереди, а упряжка бежит за ним по следу, нецелесообразна.

Обучение собак для работы в упряжке занимает немного времени и доступно каждому; выбирают двух — трех наиболее подходящих собак, из которых можно сделать вожаков. Для этого употребляют небольшую, легкую нарту. Сперва собак приучают к алыку. Надев его, нужно несколько часов походить и побегать с собакой, привязав к алыку поводок. Собака, естественно, рвется вперед; ее и поощряют командой «вперед», следя, чтобы поводок был натянут и собака как бы тащила за собой человека. Следует помнить, что вне поездок собаки должны находиться постоянно на привязи; поэтому приучение к алыку связывается у них с прогулкой, с естественным стремлением к движению. Продолжая обучение, запрягают в нарту двух — трех собак. Один человек садится на нарту, другой отходит метров на тридцать. Сидящий подает команду «вперед», а второй одновременно подзывает собак. Если они не могут взять с места, сидящий встает и, понукая собак, делает движение вперед. Как только они пошли, человек опять присаживается на нарту. После двух — трех уроков, когда собаки привыкнут тянуть груженую нарту, второй «учитель» становится ненужным и даже вредным: если долго обучать собак, имея впереди человека, подзывающего упряжку, у них выработается нежелательная привычка двигаться только по следу или за идущим впереди человеком.

Обучение команде «стой» производится автоматически при каждой остановке: задерживая нарту остолом, одновременно подают команду «стой»; за два-три дня тренировки у собак вырабатывается четкий условный рефлекс, и они хорошо выполняют эту команду.

Как только упряжка хорошо обучилась тянуть нарту по команде «вперед», собак тренируют совершать повороты. Затормозив на льду нарту, соскакивают с нее и, держась за веревку, привязанную к барану, забегают справа от упряжки, четко и настойчиво повторяя команду «налево» (или наоборот). Теснимые человеком, собаки поворачивают влево, связывая свое действие с определенной звуковой командой; обычно двух — трех дней занятий по нескольку часов достаточно, чтобы упряжка научилась делать повороты. После поворота снова подается команда «вперед», и движение продолжается. Можно также обучить будущих вожаков поворотам, занимаясь с ними по одиночке не в нарте, а на поводке, прикрепленном к алыку. Как только первые две-три начнут работать, к ним постепенно добавляют по одной собаке; научить их уже значительно легче, Когда первоначальный этап обучения завершен, дальнейший успех зависит от систематической тренировки. Конечно, не из всякой собаки можно сделать хорошего вожака, но в результате длительной тренировки получается полноценный вожак.

По мере обучения и комплектования упряжки определяют места собак. Наиболее понятливых, дисциплинированных и прилежных запрягают в передние пары, а других - поближе к нартам, чтобы на них можно было лучше воздействовать. Собак, работающих по медведю, также ставят поближе к нарте, чтобы, в случае необходимости, можно было быстро их спустить.

При обучении и в дальнейшем иногда приходится применять физическое воздействие. Для этого обычно употребляют бич -ремень шириной 2-3 см и длиной 90-100 см, на палке такой же длины. Взаимоотношения человека с упряжными собаками не могут быть построены только на привязанности животного к своему хозяину. Необходимо их полное послушание, основанное на постоянном поддержании абсолютной силы и власти человека. Это, однако, не означает, что нужно беспрерывно бить собак и кричать на них, не выпускал бича из рук. Работоспособность забитой и задерганной упряжки очень низка. При правильном обращении с собаками достаточно постучать древком бича по вардине, ударить по потягу или хлопнуть бичом в воздухе, чтобы вся упряжка прибавила ходу, либо прекратила затеянную драку.

ВЕЕРНАЯ УПРЯЖКА

В веерной упряжке, в отличие от цуговой, всех собак располагают в один ряд - веером, и управляют главным образом не голосом, а вожжей и длинным шестом - хореем. Здесь заимствованы упряжь и способ управления, применяемые при использовании оленьего транспорта. Из разных вариантов веерной упряжки наиболее рациональным является следующий.

Формы веерной упряжки:

А - полный веер; Б - уступом; В - переходная.

Собак попарно запрягают в лямки, сделанные по типу оленьих. Длинный ремень, шириной 4-4, 5 см, имеет на концах две большие петли, закрепленные наглухо ременной сшивкой. Лямку надевают через голову собаки, пропускают в кольцо, привязанное на ремни у нарты, и надевают на вторую собаку. Чтобы лямка не спадала с нее, в середине груди прикрепляют узенький ремешок, проходящий между передними ногами и привязываемый к лямке на спине. Иногда лямку одевают через голову и одну переднюю ногу (у правой в паре собаки - через левую ногу, у левой - через правую). Всех собак соединяют от ошейника к ошейнику ремнем или тонкой цепочкой. Вожаков ставят по краям упряжки. К ошейнику лучшего вожака прикрепляют вожжу. Лямка каждой пары скользит по кольцу, прикрепленному к нарте, регулируя работу собак и показывая, какие из них хуже тянут. Цепь, соединяющая их за ошейники, не даст собакам отставать или вырываться вперед.

Нарту для, веерной упряжки делают короче, но шире, чем для цуговой. Так называемая новоземельская нарта для веерной упряжки делается, в отличие от цуговой, на мертвых креплениях. Более узкие (6-8 см) полозья представляют в поперечном разрезе почти квадрат. Три-четыре прямоугольных бруска, подставленные с наклоном вершин внутрь, служат копыльями. Длина полозьев 180-200 см, ширина нарты между полозьями 100-125 см, высота нарты 50-60 см. Крепят ее с помощью деревянных шпилек. Головки копыльев прочно скрепляются с головками полозьев продольным бруском, заменяющим вардину. Головки полозьев также надежно скреплены между собой поперечным бруском. На вершины полозьев намотан в несколько оборотов прочно укрепленный ремень с вшитыми кольцами, в которые пропускают лямки (на каждую пару собак одно кольцо). В нарту запрягают 8-10 и даже 12 собак.

Нарта веерной упряжки новоземельского типа.

В некоторых районах (например, в низовьях Енисея) применяют другие типы веерной упряжки. Лямки делают одиночными (крайние короче, средние длиннее) и наглухо прикрепляют уже не к ремню, а к барану (как в цуговой упряжке). Вожак находится в центре упряжки на самой длинной лямке, а лямки следующих собак - на корпус короче, благодаря чему упряжка располагается уступом; к ошейнику вожака прикреплена вожжа. Управляют вожжой и командой, которая при этом типе упряжки имеет уже большое значение. Запрягают нечетное количество собак.

Оценивая преимущества и недостатки типов упряжки, нужно признать, что веерная имеет большую маневренность (особенно на гладком льду) и на ней можно делать очень крутые повороты. Все собаки находятся при этом под непосредственным воздействием человека, из них легче выжать максимальную скорость.

Однако грузоподъемность веерной упряжки невысока, так как количество собак ограничено и эффективность использования тягловой силы мала, а проходимость в торосах, вследствие ширины веера и нарты, хуже. Цуговая упряжка менее маневренна, на ней нельзя делать крутые повороты. Собаками управляют голосом. Но грузоподъемность, использование тягловой силы, проходимость в торосах и по глубокому снегу у цуговой упряжки лучше.

ДРУГИЕ ВИДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕЗДОВЫХ СОБАК

Помимо использования в нартах, ездовых собак можно приспособить для буксировки человека на лыжах. Пару собак в алыках привязывают к длинному поводку, и они быстро тянут лыжника. Этот вид спорта очень интересен.

Ездовых собак применяют и летом, запрягая их в специально сконструированную двух- или четырехколесную тележку, с мягкой упряжью, без дышла, дуг и иных неподвижных способов крепления. Летом ездовых собак широко используют также для буксировки лодок, байдар, плотов по речкам и по берегу моря. В обычной упряжи несколько собак тянут на бичеве лодку и т. п. Хорошо объезженные животные идут по берегу самостоятельно, а других необходимо сопровождать, иногда помогая им.

Схема работы собак, тянущих лодку

Кроме того, в летнее время ездовых собак используют для переноски груза вьюком. Вьюк из мягкого брезента (или толстого полотна), подшитый оленьей кожей, одевают на шлейке. Собак соединяют парами на поводках (дисциплинированные идут без поводка). Вес вьюка обычно составляет около четверти веса собаки, но может достигать и 40%. Хорошая ездовая собака с 7-9 кг груза совершает дневной переход в 15-20 км. Кроме обычного вьюка, употребляют также «волокушу» - приспособление с двумя короткими легкими палками, концы которых волочатся по земле.

Ездовые собаки очень выносливы и неприхотливы. В нерабочее время их постоянно держат на привязи или взаперти (кроме вожаков и медвежатников, которых, как правило, не привязывают). Наиболее простой способ содержания - на кольях, забитых в защищенном от ветра месте на расстоянии 1, 5-2 м один от другого; зимой основание кольев заледеняют. На кол одевают цепь с ошейником. Чтобы собаки не запутались в цепи и не перекручивали ее, необходимы два вертлюга: около ошейника и возле ременной петли, одеваемой на кол. Подле кола ставят будку, ящик или бочку, утепленные в зимнее время снегом. Если возможно, на зиму строят собачник, также обкладываемый снегом; в собачнике делают нары, где размещают животных на привязи. Необходимо следить за чистотой: убирать пол, посыпать песком и т. п. Места летнего содержания, у кольев, время от времени меняют.

 
Вьюк обычного типа для собак
 
Собака с вьюком—волокушей

При стоянке в пути собак держат на тонкой длинной цепи, к которой через каждые два метра наглухо приделана короткая цепочка с вертлюгом и ошейником. Цепь растягивают прямо на снегу; один конец привязывают к нарте, другой закрепляют с помощью остола в снегу. Чтобы укрыть собак от ветра, в снегу вырывают ямы. Так можно содержать собак и на зимовке.

Ездовых собак кормят один раз в сутки - вечером. Поев, собака ложится и спокойно переваривает пищу; для этого необходимо 10-12 часов. Собаки, перегруженные не переваренным кормом, идут очень тяжело. Привычная кормежка вечером заставляет собак к концу дня лучше идти в упряжке, надеясь на скорое получение пищи.

Лучший корм для собак - мясо и жир морского зверя, рыба, птица. Летом им дают супы из разнообразных круп с мясом и рыбой, а в зимнее время - мясо и рыбу, нередко в замороженном виде (лучше, чтобы корм хотя бы немного оттаял). Рыбу заготовляют в сушеном и вяленом виде; это - юкола. При летних заготовках мясо и рыба часто квасятся («кислые»). Для хорошей ездовой собаки в работе необходимо 1, 5-2 кг мяса или рыбы в сутки. Собаки всегда должны иметь нормальную упитанность и небольшой запас подкожного жира. В дальние поездки, для экономии в весе корма, берут галеты из муки, мяса или рыбы, а также пеммикан. Не следует давать в корм соленое мясо и рыбу, а если такой корм все же приходится давать, его нужно основательно вымачивать.

От составителя.

Ездовых собак, как правило, кормят один раз в день, вечером (чтобы лучше тянули к концу дня). С целью экономить вес возимого корма заготавливают и морозят рыбную икру. Брикет икры, размером в кулак, по калорийности равен рыбине в полтора-два кг весом. - В.С.)

 

Чистопородные полярные ездовые собаки очень хорошо усваивают корма, сравнительно легко переносят голодовку и быстро восстанавливают силы и упитанность. Это ценнейшее свойство выработано длительным жестоким отбором в суровых условиях Арктики.

Всех кобелей, кроме лучших производителей, надо кастрировать. После этого они становятся более спокойными (в упряжке бывает меньше драк) и выносливыми. Для воспроизводства и ремонта поголовья на каждую упряжку из двенадцати собак нужно иметь не менее двух чистокровных сук и двух — трех производителей. Такой состав обеспечит высокие рабочие качества упряжки и необходимое воспроизводство.

* * *

 

 

 

Составитель Виктор (vicsin)

Библиотека
Copyright © 2002 — 2024 «Питерский Охотник»
Авторские права на материалы, размещенные на сайте, принадлежат их авторам. Все права защищены и охраняются законом. Любое полное или частичное воспроизведение материалов этого сайта, в средствах массовой информации возможно только с письменного разрешения Администратора «Питерского Охотника». При использовании материалов с сайта в Internet, прямой гиперлинк на «Питерский Охотник» обязателен.
Рейтинг@Mail.ru