В Алтайских горах разгорелась война за землю со стрельбой "на предупреждение".

 

 - В Республике Алтай процесс оформления лесных угодий в аренду юридических и физических лиц находится пока еще на предварительном этапе, однако уже сегодня происходят события, в которых проглядывают контуры будущих отношений между так называемыми собственниками таежных участков и простыми местными жителями, считающими тайгу своей кормилицей и защитницей.

 

    Для коренного населения Горного Алтая лес - это не просто дрова и наиболее привычный и дешевый строительный материал. Тайга - это бесценная кладовая природных богатств, издревле помогавшая людям перенести любые трудности, любые экономические потрясения. В более глубоком смысле, тайга для жителей нашей республики - это неотъемлемая среда обитания. Не случайно в самые трудные постперестроечные годы люди уважительно называли свою тайгу "наш Алтай-Банк". Охота на белку, диких копытных, сбор кедрового ореха, грибов и ягод не просто кормили народ, но и позволяли сравнительно безболезненно перенести все прелести приватизации, дефолта и прочие экономические и социальные потрясения. И не власть, а именно тайга спасла крестьян, лишившихся колхозов и совхозов, работы и стабильного заработка от полного обнищания.

 

    Может быть, потому так остро отрицательно относится местное население ко всяким попыткам заезжих толстосумов прихватить почти задарма лакомые лесные угодья. Ведь первые опыты такого захвата показали: новые хозяева в нарушение всех законов всячески препятствуют свободному доступу в тайгу местного населения. Речь идет не только об охотниках и рыбаках - не пускают добытчиков кедрового ореха, сборщиков грибов и ягод, да и просто туристов. Так и говорят: "Я этот лес купил на 49 лет, теперь это все мое, и я не позволю кому-либо шляться по моей земле!" Новые собственники ставят на лесных дорогах шлагбаумы, нанимают вооруженных охранников с собаками, а кое-где огораживают сотни и тысячи гектаров арендованного леса высоким забором с надписью: "Въезд воспрещен! Частная собственность!"

 

    А вот теперь дело дошло до стрельбы. По людям.

 

    Это происшествие произошло в Онгудайском районе в урочище Айлягуш, которое славится не только охотой и рыбалкой, но и красивейшей природой. В минувшую пятницу трое жителей районного центра отправились туда на рыбалку. Переправились на резиновой лодке через Катунь и обосновались в охотничьей избушке. Первым на их законное право рыбачить в своей тайге покусился не кто-нибудь, а глава Онгудайского района Бабаев. Проезжая вечером с тремя попутчиками из числа местных жителей на лошадях и с ружьями (по-видимому, в заказник на охоту), он начальственно предупредил рыбаков, что время свободной рыбалки закончилось, что на днях он подписывает разрешение на передачу этой земли (рыбаки не запомнили кому и на какие цели), и чтобы завтра к обеду их на этом месте и духа не было.

 

    Как это ни покажется странным, но законы мужики знали и уважали, а потому барское замечание первого лица района пропустили мимо ушей (ну, хочется начальству показать свою власть - и бог с ним!). Через сутки Бабаев со товарищами проехал обратно и, удивленный неподчинением граждан, спросил их фамилии, после чего отбыл, вновь предупредив о том, чтобы впредь они сюда ездить рыбачить не вздумали. Граждане по привычке покивали головами и занялись своим делом. А еще через сутки, также под вечер, когда рыбаки пошли в избушку готовить ужин, их покой был нарушен ружейной канонадой. Сомнения в том, что стреляют по ним, рассеялись после того, как их надувная лодка превратилась в резиновые лохмотья, а пули стали с визгом отлетать от камней в непосредственной близости от избушки. Стреляли с противоположного, высокого берега Катуни. Не менее двух стрелков. По оценке пострадавших было сделано около восемнадцати выстрелов.

 

    Привыкшие к тайге мужики не растерялись, и через некоторое время после того, как обстрел закончился, вытащили запасную лодку и снарядили самого молодого в обратный путь. Добравшись к ночи на попутке до Онгудая, тот сообщил о происшествии в райотдел милиции. На следующий день группа сотрудников в бронежилетах выехала для проведения следственных действий.

 

    В селе Купчегень, к немалому их удивлению, в содеянном сразу же сознался местный житель Тарбаев. В недавнем прошлом лесник, а с 2006 года учредитель ООО "Ирбис", примечательный тем, что вторым напарником в этой фирме является небезызвестный новосибирский предприниматель Чепурин, а еще по слухам доли в этой фирме имеют начальники от районного лесхоза и администрации района.

 

    Кстати, именно этот "Ирбис" в конце 2006 года выиграл вызывавший большие вопросы конкурс на право аренды лесных угодий аж на 73 с лишним тысяч гектаров! Нарушений при проведении этого Лесного конкурса было столько, что оформить право аренды оказалось практически невозможно. Данное обстоятельство сильно расстроило и Чепурина, и Тарбаева, и руководство местного лесхоза, и даже районное начальство. Тем не менее, Тарбаев всюду и везде заявлял, что самые богатые таежные земли все равно будут его (и Чепурина), и всячески пытался препятствовать местным жителям и приезжим туристам доступ в тайгу, в том числе и в урочище Айлягуш, которое он считал и считает личной собственностью. Говорят, что подобный случай со стрельбой на счету Тарбаева далеко не единственный. Многие вообще удивляются, как он смог получить разрешение на оружие при его неадекватном поведении.

 

    При задержании и изъятии оружия он всю вину взял на себя, сказав, что стрелял один. На месте преступления работниками правоохранительных органов были собраны многочисленные улики: гильзы и пули от нарезного оружия, а также в клочья расстрелянная резиновая лодка.

 

    В настоящее время в РОВД есть заявление от пострадавших, есть улики и признание самого Тарбаева. Ведутся необходимые следственные действия. Дело осложняется тем, что "виновник торжества" является депутатом районного Совета депутатов, и на него распространяется особый порядок возбуждения уголовного дела. Решение о возбуждении или невозбуждении уголовного дела может принять только Следственный Комитет при Прокуратуре РА.

 

    Сам обвиняемый ведет себя достаточно нагло, заявляя о своей неприкосновенности и неподсудности. Потерпевшим через день привез новую лодку. Только вот незадача: его лодка стоит от силы полторы тысячи рублей, а их расстрелянная в прошлом году была куплена за 14.500 рублей. Но Тарбаев нагло заявляет, что если они будут упорствовать и не откажутся от своих претензий, то совсем ничего не получат. Создается впечатление, что у него за спиной находятся некие высокие покровители. Думать так позволяет то обстоятельство, что ружье изъяли только у него, несмотря на определенные показания потерпевших о двух стрелявших.

 

    А некоторые жители района прямо говорят, что это дело "спустят на тормозах". Утверждают, что приказ "попугать рыбаков" Тарбаев получил непосредственно от районного начальства. Стрелял районный депутат в сторону людей, так сказать, "на предупреждение".

 

    Меня, например, в этой истории волнует вот какие вопросы. Есть ли связь между предупреждениями главы района Бабаева о недопустимости свободной рыбалки граждан в Айлягуше с последующим расстрелом рыбацкой стоянки? Как после этих событий в будущем будут строиться отношения между арендаторами лесных угодий и местными жителями?

 

    Они ведь никогда не поймут, что тайга может безраздельно принадлежать кому бы то ни было. Такого не было даже в далекие царские времена, когда на Алтае верховодили баи и зайсаны. Ведь в данном случае земля еще никем не оформлена, и вряд ли будет отдана в аренду в будущем, а в людей уже стреляют только за то, что они воспользовались законным правом ловить рыбу в разрешенном месте. Не удивлюсь, если, при полном нежелании властей республики решать эти проблемы, в дальнейшем граждане предпримут ответные, далекие от законности меры, чтобы успокоить наиболее оборзевших "новых хозяев земли". Оружия у людей много. Стрельба только началась. Пока что в одну сторону и "на предупреждение". А что будет завтра?